• Стратегия частного инвестора

    by  • Июль 29, 2012 • Блог

    В фильме «Социальная сеть» показана, вроде бы, типичная для венчурного мира картинка: парни придумали бизнес, познакомились с бизнес-ангелом, он дал денег, получился Facebook. Или Twitter. Или, на худой конец, Apple Computer. Этот фильм оказал огромное, хотя пока и не слишком заметное влияние на инвестиционную среду. Люди увидели, что такое возможно, и поверили. В головах многих начинающих инвесторов, с которыми мне доводилось общаться за последнее время, этот миф так и выглядит: сейчас мы найдем парней, которые придумали следующий Facebook, Twitter или, на худой конец, Apple Computer, дадим им денег, и у нас все будет. А будет ли?

    Немногочисленные яркие публичные примеры показывают: да, вроде бы, именно так все и происходит. Молодые ребята знакомятся с группой частных инвесторов, рассказывают им о своем проекте, практически мгновенно обо всем договариваются, едут на полгода на море работать, получается Lingua Leo – один из громких и успешных российских стартапов последнего времени. Может, и не Facebook, но все довольны.

    Да, конечно, все понимают, что на каждый публичный пример успеха существует множество неудач, о которых рассказывают гораздо меньше. Понимают, но продолжают действовать так, будто именно в этот раз уж точно нашли следующего Цукерберга. А через год списывают убытки.

    Статистика показывает: для того, чтобы венчурные инвестиции показали хорошую доходность, частному инвестору нужно проинвестировать 20-25 проектов. Не один, не два и даже не десять. Все просто: пока их даже десять, вероятность того, что среди них не будет того самого, который действительно всерьез выстрелит, слишком высока.

    Есть примеры обратного – бизнесмен включает чутье, угадывает перспективный проект, и этот проект выстреливает. Но тут уж, как обычно: есть примеры, есть статистика, а решать вам. До некоторой степени снизить риски помогает участие в группах частных инвесторов, занимающихся соинвестированием. Но и это, конечно, не панацея, супер приз туда вряд ли попадет.

    Так что если вы считаете, что вашего чутья может не хватить для того, чтобы угадать с первого раза, но все же хотите инвестировать в стартапы – в ближайшие несколько лет вам предстоит работать с несколькими десятками проектов. А это требует соответствующей организации процесса.

    Процесс работы инвестора с проектами состоит из нескольких этапов. Первый из них – организация потока. Чтобы проинвестировать несколько десятков проектов, нужно просмотреть несколько тысяч заявок. Чем больше проектов вам нужно, тем больше должен быть поток. Чем больше поток, тем выше в нем процент мусора, а значит, больше заявок нужно обработать, чтобы отобрать несколько действительно ценных. Но если этого не делать, то вы будете выбирать из того, что случайно попало в ваше поле зрения. И это, увы, далеко не самые лучшие проекты.

    Следующий этап работы – отбор проектов. Какие проекты являются для вас наиболее подходящими? Ответ прост, хотя об этом, увы, часто забывают. Конечно, проект должен быть хорошим, прибыльным и т.п. Но этого недостаточно. Вам подходят те проекты, для которых вы сами наиболее ценны! Компетенциями, опытом, связями в какой-либо отрасли, другими бизнесами, партнерство с которыми может помочь проекту. Просто деньги – это скучно!

    Следующий этап – due diligence. Вам нужно проверить, что все то, что рассказал о себе бизнес, соответствует действительности. Проверить финансовые показатели, готовность и качество продукта, наличие клиентов, о которых заявляют создатели проекта. Поговорить с людьми, которые делают этот бизнес, посмотреть им в глаза, выяснить, как работает бизнес, все ли там хорошо.

    После этого вы принимаете решение и идете в сделку. На этом, конечно же, ваша работа не заканчивается, а только начинается – за сделкой следует операционный этап, на котором вы даете бизнесу все то, чем можете быть ему полезны, а бизнес растет и развивается. И тогда, если бизнес оказался успешным… ему потребуется больше денег! Проекту нужен следующий раунд. На этом этапе уже вы сами становитесь тем, кто ищет нового инвестора в свой стартап.

    Где-то в конце этого длинного пути вас ожидает финал, выход – продажа компании стратегу или IPO. Но не стоит рассчитывать, что вы придете туда за месяц или даже за год – ваша совместная жизнь с проектом продлится, скорее всего, гораздо дольше. Если, конечно, вы не закроете проект раньше.

    Как и любой другой бизнес, ваша инвестиционная деятельность начинается со стратегии – понимания, что вы делаете, куда идете. Для того, чтобы начать формировать эту стратегию, я предлагаю вам ответить на пару «простых» вопросов:

    1. Собираетесь ли вы сыграть ва-банк, проинвестировав в один-два проекта, в расчете на свое чутье, знание отрасли, опыт, или будете выстраивать систему работы со стартапами?

    2. Какие проекты вы ищете, каким проектам вы сможете быть наиболее полезны?

    консультация бизнеса

    Читайте также:

    About

    Консультант, тренер, руководитель Startup Magic, трекер ФРИИ.