• Инфраструктура венчурного рынка

    by  • Сентябрь 12, 2015 • Блог

    Y-Combinator, пожалуй, один из самых интересных проектов на венчурном рынке за последние годы, инвестирует в стартапы в среднем всего 18 тысяч долларов. Из Y-Combinator вышли уже несколько сотен компаний, среди которых такие успешные проекты, как DropBox или Airbn

    Видимо, дело не только в деньгах?

    Для того чтобы запустить стартап, вам нужны деньги и мозги. Мозги, знающие, откуда берутся деньги, и что с ними делать. Иногда деньги и мозги идут вместе, иногда порознь. Если вместе – это называется «умные деньги», «smart money». Если порознь – никак не называется, чтобы никого не обидеть.

    Рынок предоставляет вам кучу разных возможностей для привлечения денег, мозгов и других ресурсов. Но первые деньги вы обычно берете не с рынка. Точнее, первые шаги в развитии проекта вы делаете либо вообще без денег, либо на свои, либо берете у друзей. Двое студентов взяли тысячу долларов у приятеля, дав ему за это 10% в проекте. На эти деньги  они  сделали  работающий  прототип,  под который можно уже привлекать гораздо большую сумму.

    Следующие деньги – обычно в районе 20-25 тысяч долларов, хотя к моменту, когда вы будете это читать, все может десять раз поменяться – вы можете получить в акселераторах, построенных по модели упомянутого выше Y-Combinator. Как правило, это короткая (несколько месяцев) интенсивная программа, помогающая вам запуститься. Основное в ней – не деньги, а именно мозги. В ходе этой программы вы дорабатываете идею, создаете прототип, достигаете первых результатов, которые позволят вам либо сразу начать зарабатывать, либо привлечь еще большие суммы. В ходе программы  с вами работают эксперты акселератора или приглашенные менторы. В некоторых программах таких экспертов всего несколько человек, в некоторых – десятки.

    Примерно такого же порядка деньги вы можете получить в фондах посевного финансирования. Это фонды, которые дают вам деньги просто так, не беря взамен ни долю в компании, ни каких-либо обязательств. В России сейчас действует несколько таких фондов – в частности, Фонд посевного финансирования Microsoft и совместный фонд Юрия Мильнера и Павла Дурова. Примерно так же гранты на   развитие   бизнеса   в   10-20   тысяч   долларов получают победители различных конкурсов. Существуют также программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в рамках которых можно получить несколько сотен тысяч или даже миллионов рублей. Все эти программы позволяют вам протянуть первые несколько месяцев.

    Следующая ступенька – бизнес-ангелы,  посевные фонды и инкубаторы. Бизнес-ангел – это частный инвестор, вкладывающий свои деньги. Фонд управляет чужими деньгами. Форм организации их работы множество – несколько бизнес-ангелов могут собраться вместе и создать фонд, а могут и не создать, а просто вместе инвестировать. Может быть фонд, работающий с деньгами одного человека. У фонда (или ангела) может быть инфраструктура и мозги, помогающие вам развивать компанию (тогда это становится похоже на инкубатор), а может и не быть (вам дают деньги, а дальше уж вы сами).

    Мозги существуют на рынке и отдельно от денег. Это в первую очередь менторы – люди, которые знают, как все это работает, и могут помочь вам добиться успеха. Иногда менторство основано исключительно на личных отношениях, в других случаях ментор получает долю в проекте или работает за деньги.

    Еще один участник рынка, помощь которого вам может понадобиться – инвестиционный брокер. Это человек (или компания), специализирующийся на привлечении инвестиций в стартапы. Его задача – упаковать ваш проект и найти для вас инвестора. За свою работу он получает деньги – как правило, фиксированную сумму в начале, плюс долю от привлеченных денег в случае успеха.

    Практически все, с кем вы сталкиваетесь на этом рынке – и инвесторы, и менторы, и брокеры – решают одну и ту же задачу. Им нужно найти перспективный проект, вложить в него деньги, время, силы и ресурсы и разделить с нынешними владельцами проекта выгоду от его успеха.

    Первое, что им для этого нужно сделать – организовать поток проектов, из которых они будут выбирать. Кто-то для этого выстраивает сложные механизмы продвижения, кто-то пользуется услугами брокеров, кто-то просто ищет по друзьям и знакомым. Существуют также специализированные оффлайн и онлайн-площадки, на которых выступают или публикуются стартапы.

    Следующий этап – отбор проектов. Из потока нужно выловить наиболее перспективные стартапы. Дальше с ними можно начинать взаимодействовать – встречаться, проводить экспертизу,  проверять, соответствуют ли действительности утверждения предпринимателя. Эта проверка называется «due diligence».

    После этого происходит (или не происходит) сделка. Для брокеров на этом процесс заканчивается, а для остальных – начинается работа с компанией. Ей дают деньги, ресурсы, консультации, знания и опыт. Привлекают новых менторов и следующие раунды инвестиций. Компания живет, развивается, растет. И где-то там, спустя несколько лет происходит финальный шаг этого процесса – выход, то есть продажа доли следующему инвестору или выход компании на биржу (IPO).

    Кстати, для вас выход тоже где-то там – или еще позже. Сколько лет вы планируете заниматься этим бизнесом?


    Цикл статей из книги “Упаковка для стартапа”

    Введение в цикл статей про развитие ИТ-стартапов
    Один к десяти
    Стартап-морковка
    Зачем вам деньги?
    Инфраструктура венчурного рынка
    Что вы делаете?
    Бизнес – это решение
    Упаковка стартапа
    Инсайт
    Из чего состоит упаковка стартапа
    Идея для стартапа
    Кто ваш клиент
    Потребность клиента
    Где деньги?
    Объем рынка
    Конкуренты
    Минимальный продукт
    Описание продукта
    Команда стартапа
    План мирового господства
    Финансовый план мирового господства
    Сколько стоит ваша компания?
    Сборка упаковки стартапа
    Что дальше?

    консультация бизнеса

    Читайте также: