• Сколько стоит ваша компания?

    by  • Сентябрь 30, 2015 • Блог

    Сколько стоит ваша компания?

    На этот вопрос есть правильный ответ: сколько договоритесь. Стоимость компании всегда определяется тем, сколько за нее заплатят. Убедите инвестора, что компания стоит миллиард, заплатит он вам четверть миллиарда за четверть компании – значит, она таки стоит миллиард. Не поспоришь.

    Но все-таки, сколько денег просить? И что предлагать взамен?

    Для компаний на самых ранних стадиях есть сложившиеся на рынке стандартные условия. На данный момент в Москве это 100-150 тысяч долларов за 40-45% интернет-компании, у которой еще практически ничего нет. В Америке цены другие, завтра и в России цены будут другие, все меняется.

    Если вы продаете 40% за 100 тысяч, значит, вся компания стоит 250 тысяч (100 / 0,4 = 250). В этом случае говорят: «доля в компании продана по оценке в 250 тысяч». Различают стоимость до инвестирования («pre-money valuation») и стоимость после инвестирования («post-money valuation»). 250 тысяч в этом примере – стоимость после инвестирования     (post-money).     Стоимость  до инвестирования (pre-money) – это разница между стоимостью после инвестирования и вложенной в компанию суммой, то есть, в данном случае, 250 – 100 = 150 тысяч.

    Чем больше у вас уже сделано, тем дороже вы стоите. По мере того, как вы проверяете гипотезы, заложенные в бизнес-модель, доказываете, что у вас есть бизнес – его стоимость растет. Если у вас есть реальные продажи – бизнес можно уже оценивать, исходя из каких-то более содержательных  показателей. Заметьте, продажи влияют на стоимость бизнеса гораздо больше, чем готовый продукт. Если вы сделали продукт, но продаж у вас нет – стоимость компании остается крайне низкой. Отсюда главный вывод: сначала ищите клиентов, а потом  уже инвесторов.

    Когда у вас возникают реальные денежные потоки, вы можете уточнить финансовую модель и показать инвестору более или менее реальную оценку тех будущих прибылей, которые он покупает. Задача инвестора – вложив деньги сейчас, получить доход потом. Ранний инвестор обычно рассчитывает перепродать компанию через некоторое время, но тот, кому он ее перепродаст, все равно будет покупать будущую прибыль.

    Помните, зачем венчурный инвестор вкладывает деньги в ваш стартап? Чтоб интересно и чтобы выход один к десяти. Прибыль, на которую вы собираетесь выйти через два-три года, должна обеспечивать десятикратный рост стоимости компании относительно того, во что вы оцениваете ее сегодня. Тогда это интересно.

    Для оценки стоимости вы также можете опираться на аналоги, прецеденты – если похожую компанию недавно продали по оценке в пять миллионов,  а ваши финансовые показатели в четыре раза выше, значит можно оценить ваш бизнес в двадцать.

    Все это – инструменты, которые вы будете использовать в процессе торговли с инвестором. Ваша задача – набрать побольше аргументов, подтверждающих вашу оценку. Инвестор приведет вам свои аргументы, согласно которым ваша компания стоит в десять раз меньше, чем вы просите. Или объяснит, что компания стоит меньше, чем ничего, и вы уже и так ему должны, а когда он войдет в ваш бизнес, будете должны еще больше. У него работа такая – цену сбивать. Не беспокойтесь, просто подготовьте побольше обоснований вашей цены. На какой-то цене вы сойдетесь. Взамен на деньги вы отдаете, в первую очередь, долю в бизнесе. Но это еще не все.

    Доля в бизнесе предполагает, что инвестор получит определенный контроль в компании. Это может быть место в совете директоров, возможность назначить финансового директора или финансового контролера, право принимать определенные решения или накладывать вето на те или иные действия. Ваше инвестиционное предложение, кроме оценки и доли, должно включать также и механизмы контроля и участия в принятии решений, которые вы готовы предоставить инвестору.

    Не всегда полная сумма сделки перечисляется вам единовременно. Во многих случаях она разбивается на отдельные транши в соответствии с вашими потребностями в финансировании. Это позволяет инвестору защитить свои вложения на случай, если что-то пойдет не так. Кроме этого, условия сделки могут предполагать определенные обязательства с вашей стороны. Вы обязуетесь достичь определенных показателей в бизнесе – создать продукт, добиться определенного объема продаж, выйти на те или иные показатели по количеству пользователей, объемам трафика и т.д. От достижения вами этих показателей может зависеть как продолжение финансирования, если инвестор перечисляет вам деньги несколькими траншами, так и доля в бизнесе, которую он получает. Например, если вы обеспечили нужный объем продаж, доля инвестора составляет 25%, а если не обеспечили – то 40%. Эти условия тоже являются предметом ваших переговоров.

    Вопросы

    1. По какой оценке вы будете продавать долю в компании? Какую долю собираетесь предложить?
    2. Какие аргументы у вас есть для обоснования своей оценки? Чем их больше – тем лучше.
    3. Какие инструменты контроля и защиты вы готовы предложить инвестору? А какие не готовы?


    Цикл статей из книги “Упаковка для стартапа”

    Введение в цикл статей про развитие ИТ-стартапов
    Один к десяти
    Стартап-морковка
    Зачем вам деньги?
    Инфраструктура венчурного рынка
    Что вы делаете?
    Бизнес – это решение
    Упаковка стартапа
    Инсайт
    Из чего состоит упаковка стартапа
    Идея для стартапа
    Кто ваш клиент
    Потребность клиента
    Где деньги?
    Объем рынка
    Конкуренты
    Минимальный продукт
    Описание продукта
    Команда стартапа
    План мирового господства
    Финансовый план мирового господства
    Сколько стоит ваша компания?
    Сборка упаковки стартапа
    Что дальше?

    консультация бизнеса

    Читайте также: