• Инвестировать или бежать? Десять факторов, на которые стоит обратить внимание при знакомстве с командой стартапа

    by  • Июнь 22, 2016 • Блог

    Сколько инвестиционных решений вы принимаете в год?

    В феврале 2014 года мы с Ильей Красинским смотрели на описания команд 2-го набора Акселератора ФРИИ и пытались оценить, есть ли перспективы у кого-нибудь из них. Всех наших оценок не помню, помню только одну: «Фу, какая фигня!». Относилась она к Hot WiFi, до сих пор одной из самых успешных компаний, прошедших через Акселератор.

    Упс.

    Это, конечно, не совсем инвестиционное решение. Мы не кладем в эти команды своих денег, это делают другие люди, руководствующиеся другими критериями. Но с тех пор три раза в год я выбираю в новом наборе Акселератора несколько команд, с которыми буду работать следующие три месяца. И времени на принятие этого решения у меня гораздо меньше, чем у инвестора – одна-две встречи, всего несколько дней, очень мало информации. А дальше мы смотрим, кто угадал, а кто не очень.

    У стартапа есть инвестиционная презентация и экселька с цифирками, а есть фаундер и команда. И от того, как себя ведет, что говорит и делает фаундер, зависит существенно больше, чем от презы и эксельки. За несколько лет экспериментов мы набрали десяток признаков, на которые стоит смотреть, чтобы понять, может ли команда быстро бежать к результату. Часть параметров можно оценивать в ходе встречи с командой, после того, как они расскажут свой питч. Часть нужно смотреть в динамике, хотя бы несколько недель.

    1. Связность мышления: причинно-следственные связи, связная речь, способность фокусироваться на одной мысли. Если фаундер мыслит и говорит несвязно, спутанно, ему тяжело будет взаимодействовать с командой, клиентами, партнерами, организовать и драйвить сложные процессы, из которых состоит бизнес.
    2. Краткосрочное (недельное) планирование. Навык планирования деятельности – ключевой для руководителя, но среди начинающих предпринимателей огромное количество тех, кто им не владеет. Есть ли у команды план на ближайшую неделю? Важно, чтобы задачи в плане были детализированы и конкретны, результаты измеримы (можно однозначно сказать, выполнена ли задача), у задач были ответственные и сроки выполнения.
    3. Исполнение: запланированные задачи систематически выполняются. Это можно увидеть в динамике, за несколько недель. Важно, чтобы выполнялись именно те задачи, которые были запланированы, а не те, которыми заниматься интереснее. Если в течение недели планы меняются, важно, чтобы команда осознанно принимала это решение, понимала, почему именно планы изменились.
    4. Целеполагание: «Чтобы что?». Есть ли у компании стратегическая цель и система промежуточных тактических целей? Может ли фаундер объяснить, каким образом достижение промежуточных целей обеспечивает достижение стратегических целей, и как текущая деятельность команды (выполняемые задачи) обеспечивает достижение промежуточных целей?
    5. Открытость к коммуникации: принимает ли фаундер обратную связь от реальности, способен ли продолжать коммуникацию в конфликтной ситуации? Что происходит, если ему предъявляют ошибки в его стратегии, факты, опровергающие его предположения и ожидания? Он закрывается от этого или включает эту информацию в свой процесс мышления? Если фаундер не знает, что делать в новой ситуации, он впадает в ступор или признает наличие проблемы, принимает на себя ответственность за ситуацию и превращает это незнание в задачу, которую берется решать?
    6. Опора на себя. Способен ли фаундер самостоятельно принимать решения или ищет, на кого перевесить ответственность, прогибается под давлением эксперта, продвигающего свое мнение?
    7. Планирование действий. Способен ли фаундер самостоятельно формировать план действий в будущем, или вам в процессе разговора приходится помогать ему это делать?
    8. Фокусировка: делает ли команда именно те задачи, которые кратчайшим путем ведут к цели, или пилит продукт вместо того, чтобы продавать? Сфокусирована ли команда на главном или распыляется на множество задач сразу?
    9. Тестирование гипотез: способность команды мыслить гипотезами, делать выводы из результатов своей деятельности, корректировать деятельность и формировать новые гипотезы. Если фаундер на 100% уверен в верности своих предположений, не допускает мысли, что может оказаться неправ – он, скорее всего, находится глубоко в плену своих галлюцинаций.
    10. Способность думать про ценность и выгоду для клиента. Команда, которая изучает боли и выгоды клиентов, формулирует предложения для клиентов на этом языке, создает ценность для клиентов, может эффективно удовлетворять эти потребности и зарабатывать на этом деньги.

    Принимать инвестиционные решения на основе только лишь описания компании, презентации и финансовой модели – не лучшая идея. В них написано, чего фаундеру хочется, какой он хотел бы видеть свою компанию. Но может ли он реализовать эти свои фантазии? Чтобы проверить это, обратите внимание на его способность планировать и выполнять запланированное, коммуникативные способности и открытость к обратной связи от реальности.

    консультация бизнеса

    Читайте также:

    About

    Консультант, тренер, руководитель Startup Magic, трекер ФРИИ.