Чтобы понимать, помогает трекер или нет, нужно каждый раз разбираться, какую проблему он решает. Почему команда не может достичь своих целей без внешней помощи и как трекер ей помогает. Для каждой команды причины будут свои: одним нужно найти ценность продукта, другим научиться считать экономику, третьим решить проблемы с коммуникацией в команде.
Типовых проблем много, и определить, с какой из них работает трекер, помогает диагностика. Структура диагностической сессии довольно длинная, в короткую заметку целиком не поместится. Если по верхам, то она состоит из следующих этапов:
- Причины. Сначала спросите у основателей, зачем они к вам пришли. Важно понять, как они сами осознают свою проблему.
- Сбор информации. Попросите рассказать основателя про текущее состояние бизнеса. У вас должно сложиться чёткое понимание ценности, экономики, компетенций стартапа и т. д.
- Целеполагание. Узнайте, на каком горизонте мыслят ваши клиенты, есть ли у них вообще цели. На этом этапе можно проверить консистентность этих целей, их осмысленность.
- План действий. Спросите, что основатели собираются делать, чтобы достичь своих целей.
- Анализ полученной информации. Теперь вы можете проанализировать, приведут ли их действия к заявленным целям, с учётом того, что у них есть сейчас. И если нет, то почему. Это и будет проблема, которую вы можете помочь решить.
- Исследование проблемы. «Копаете» дальше. Выявляете, что в решении этой проблемы зависит только от основателей, а с чем нужна внешняя — ваша — помощь.
Ваша эффективность будет определяться либо тем, насколько качественно вы провели диагностику, либо тем, как хорошо вы сделали то, что в решении проблемы зависело от вас. При этом в каждой ситуации может быть своя метрика — например, научилась ли команда делать в течение недели то, что запланировала.
Трекер не знает заранее, какую боль клиента будем решать. Трекер эффективен и полезен тогда, когда не натягивает клиента на ту проблему, которую сам придумал, а разбирается, что на самом деле у клиента болит.