БЛОГ

Как измерить работу трекера

Эффективность работы трекера очень хочется, конечно, привязать к какой-нибудь метрике — стала команда больше зарабатывать, значит, хорошо поработали. Но это результат команды, а не трекера. Результаты в бизнесе делает команда этого бизнеса. А трекер-то тут причем?

Чтобы понимать, помогает трекер или нет, нужно каждый раз разбираться, какую проблему он решает. Почему команда не может достичь своих целей без внешней помощи и как трекер ей помогает. Для каждой команды причины будут свои: одним нужно найти ценность продукта, другим научиться считать экономику, третьим решить проблемы с коммуникацией в команде.

Типовых проблем много, и определить, с какой из них работает трекер, помогает диагностика. Структура диагностической сессии довольно длинная, в короткую заметку целиком не поместится. Если по верхам, то она состоит из следующих этапов:

  1. Причины. Сначала спросите у основателей, зачем они к вам пришли. Важно понять, как они сами осознают свою проблему.
  2. Сбор информации. Попросите рассказать основателя про текущее состояние бизнеса. У вас должно сложиться чёткое понимание ценности, экономики, компетенций стартапа и т. д.
  3. Целеполагание. Узнайте, на каком горизонте мыслят ваши клиенты, есть ли у них вообще цели. На этом этапе можно проверить консистентность этих целей, их осмысленность.
  4. План действий. Спросите, что основатели собираются делать, чтобы достичь своих целей.
  5. Анализ полученной информации. Теперь вы можете проанализировать, приведут ли их действия к заявленным целям, с учётом того, что у них есть сейчас. И если нет, то почему. Это и будет проблема, которую вы можете помочь решить.
  6. Исследование проблемы. «Копаете» дальше. Выявляете, что в решении этой проблемы зависит только от основателей, а с чем нужна внешняя — ваша — помощь.

Ваша эффективность будет определяться либо тем, насколько качественно вы провели диагностику, либо тем, как хорошо вы сделали то, что в решении проблемы зависело от вас. При этом в каждой ситуации может быть своя метрика — например, научилась ли команда делать в течение недели то, что запланировала.

Трекер не знает заранее, какую боль клиента будем решать. Трекер эффективен и полезен тогда, когда не натягивает клиента на ту проблему, которую сам придумал, а разбирается, что на самом деле у клиента болит.