И все же, наряду с пониманием того, каков минимальный продукт, необходимый для тестирования вашей бизнес-идеи, вам также понадобится полное развернутое описание «большого» продукта, того, который вы предполагаете создать в результате.
Первый заход на это описание вы уже делали в самом начале, когда формулировали свою идею одной фразой. Возможно, сейчас вы сможете сделать это краткое описание еще точнее и понятнее.
Одна из «фишек», которые можно применить для формулировки краткого описания продукта – описать его с двух разных сторон. Напишите две фразы: что делает продукт, и что делает пользователь: «Мы делаем продукт, который помогает пользователю выбирать подарок. Пользователь приходит на сайт, отвечает на несколько вопросов и выбирает подарок из списка, который мы ему предложили».
Если в работе продукта участвует несколько важных групп, можно добавить описание с точки зрения каждой из них. Например, к приведенной выше формулировке могут добавиться слова «пользователь нажимает на ссылку в описании подарка, переходит в партнерский магазин, покупает там подарок, а магазин платит нам за переход».
Сценарии использования продукта – не только один из основных методов его проектирования, но и лучший способ описания. Описывая возможности продукта в контексте их использования людьми, вы делаете это описание понятным. Опишите основные сценарии использования для всех ключевых групп пользователей, клиентов и партнеров.
Задав контекст использования, вы можете переходить к перечислению возможностей продукта. Помните, что ваши читатели и слушатели вряд ли являются специалистами в предметной области, в которой вы работаете. То, что очевидно вам, им может быть вообще неизвестно.
Инвесторы не понимают, чем система Service Desk отличается от какой-нибудь Jira. Если вы работаете в этой области, вам очевидно, что это совершенно разные классы продуктов, предназначенные для поддержки очень разных процессов. Но для тех, кому вы будете об этом рассказывать, это одно и то же – там тикеты со статусами и здесь тикеты со статусами. Объясните так, чтобы вас поняли!
Выделите три-пять основных функциональных возможностей продукта и опишите их – в чем суть, почему это важно, в чем отличие от конкурентов и аналогов. Остальные можно просто перечислить с кратким комментарием.
К описанию продукта полезно добавить его SWOT- анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats — сильные и слабые стороны, возможности, угрозы), скриншоты, схемы процессов и другие материалы. Если в основе продукта лежит какая-то уникальная технология – сейчас как раз правильный момент про нее рассказать. Уникальные знания, разработки, патенты, изобретения – все это тоже часть описания продукта.
Но самое интересное – как ваш продукт меняет мир вокруг себя.
До появления проекта cian.ru на рынке аренды квартир существовало два типа риелторов – одни работали «от квартиры», другие «от клиента». И арендатор, и арендодатель нанимали каждый своего агента, те находили друг друга, договаривались и происходила сделка. Основной задачей агента, работающего «от клиента», был поиск предложений в многочисленных базах и газетах, обзвон других агентов – он должен был знать рынок, понимать, где что можно найти.
Cian.ru после нескольких лет упорной борьбы смог собрать в одном месте практически все предложения по аренде квартир в Москве. Оказалось, что квартир, не размещенных в их базе, почти нет. И функцию риелтора, работающего «от клиента», смог выполнять сам клиент – экономя на этом значительные деньги.
В результате рынок за несколько лет изменился драматически. Агентов, работающих «от клиента» практически не осталось. На профессиональных форумах остались следы баталий, конфликтов и стонов, сопровождавших этот процесс – но никакие стоны не помогли. Рынок изменился. Сейчас похожие процессы происходят еще на нескольких рынках – например, в рекрутинге.
А как меняет рынок ваш продукт? Кого он лишит работы? Кого выдавит с рынка? Кто потеряет доход? Как эти люди будут вам противостоять? Готовы ли вы к этому?
Вопросы
Что делает ваш продукт? Что делаетпользователь в процессе взаимодействия спродуктом?
Каковы основные сценарии использованияпродукта? Опишите их.
Каковы три-пять основных функцийпродукта? Опишите их.
Что еще необходимо добавить к описанию продукта? SWOT-анализ, схемы, иллюстрациии скриншоты, описания технологий,патенты, изобретения.